10.30.2011

Психология зла

Есть необходимость говорить об этом. И потому я начинаю новую рубрику "Психология".

И начинаю ее с такого материала.

Психология зла


Целитель душ может не только навредить, но и полностью искалечить жизнь пациента

— Вот одна из самых распространенных ловушек, — рассказывает психолог Виктор Терехов. — Очень часто безответственный психолог ставит своей основной задачей максимально повысить самооценку своему пациенту. Расчет тут прост — завышенная самооценка приносит пациенту ощущенное комфорта. А значит, он доволен своим психологом и будет продолжать сотрудничество. Таким образом, человек попадает в сильную зависимость, подсаживается на психологическую иглу и уже не может чувствовать себя нормально без регулярной дозы. Такая зависимость негативно сказывается на отношениях с близкими. Человек начинает доказывать всем, что раньше он себя не ценил, становится наглым и хамоватым, считая, что вокруг него собралось много лишних людей. С легкой подачи «специалиста» в число таковых могут попасть родители, супруги и даже дети. В моей практике был один такой очень показательный случай.

Самая обаятельная и привлекательная

На прием к Терехову пришел мужчина сорока лет по имени Аркадий и пожаловался на проблемы в отношениях с женой. Психолог, как водится в таких случаях, посоветовал прийти с супругой вдвоем. Но оказалось, что у его жены Марии уже есть свой «лекарь души», которого она посещает два раза в неделю уже полтора года, расходуя из семейного бюджета немалые средства.

Все началось с того, что женщину напрягали проблемы с лишним весом. Безобразно толстой женщина не была, но и в современные стандарты красоты не вписывалась.

— Жена перепробовала кучу диет, голодала, но округлости не уходили, — сетовал Аркадий. — Видимо, генетика была очень сильна, Маша никак не могла приблизиться к вожделенным модельным формам.

Зациклившись на похудании, Мария стала мрачной и нелюдимой. Она не хотела встречаться с друзьями, ходила только в темной бесформенной одежде, вообще перестала улыбаться и радоваться жизни. И тогда кто-то из знакомых посоветовал обратиться к психологу.

— Ей действительно требовалась помощь специалиста, — поясняет Виктор Терехов. — Пациентке нужно было помочь расслабиться и осознать малозначимость проблем с внешностью на фоне внутреннего самосовершенствования, духовного роста, налаживания гармонии в семье и многого другого.

Но психолог, работавший с Машей, решил пойти более быстрым и действенным путем.

Поначалу Аркадий был доволен результатами психотерапии. Жена сообщила, что больше ничего не хочет в себе менять и любит себя такой, какой создала ее природа. Но со временем женщина стала вести себя все более беспардонно и высокомерно. Из и без того властной дамы она превратилась в настоящую домашнюю террористку.

— Ее мнение стало решающим и единственным в семье, — жаловался Аркадий. — Спорить с женой или хотя бы предлагать альтернативный вариант того, как поступить в той или иной ситуации, стало невозможно.

Вскоре Машу уволили с работы — как объяснила ее коллега, из-за самоуверенного и бесцеремонного поведения с начальством. Муж понял, что с его женой происходит неладное и виной всему посещение психолога. Но все попытки вразумить ее терпели крах. Тогда муж перестал давать ей деньги на психолога. Жена взбунтовалась.

— У Маши словно началась ломка: она закатывала истерики, била посуду, а потом впадала в апатию и по нескольку часов молча сидела на диване, — говорит Аркадий.

В итоге она заняла денег у подруги, и сеансы возобновились.

А спустя еще пару месяцев Мария заявила супругу, что он лишний в ее жизненной системе. Теперь она упорно настаивает на разводе, продолжая при этом свои регулярные визиты к психологу.

Муж для психологини

Безоговорочное доверие пациента позволяет недобросовестному специалисту распоряжаться в чужом личном пространстве на свое собственное усмотрение. К чему это может привести и почему такого ни в коем случае нельзя допускать, хорошо видно на примере москвички Марины Анисимовой.

Марина — молодая симпатичная блондинка 30 лет. Три года назад она вышла замуж по большой и взаимной любви за своего коллегу Марка. Ничто не омрачало жизнь молодой пары, кроме проблем с сыном Марка от первого брака. Мальчик жил поочередно то с мамой, то с папой и очень негативно воспринимал мачеху. Жаловался, что тетя Марина наедине называет его дебилом, а его родную мать — безмозглой дурой. Начал плохо учиться, прогуливать школу, а Марк считал, что всему виной его уход из семьи. Больше всего Марина переживала из-за того, что муж категорически отказывался заводить совместных детей, пока она не наладит отношения с пасынком. Она старалась изо всех сил, вникала в интересы современных подростков, всегда общалась с мальчиком дружелюбно, но все ее усилия разбивались о скалу детского эгоизма.

И тогда она решила обратиться к психологу. Марина нашла добрую фею в лице семейного психолога Ольги Кононовой. 35-летняя дама произвела на несчастную мачеху очень приятное впечатление — внимательно слушала, вставляла сочувственные реплики и, самое главное, сразу и безоговорочно встала на сторону Марины. Она дала женщине вполне грамотные и выверенные советы. Мальчику нужно было показать, кто теперь главный, при этом не прибегая к грубости, но и не исполняя вокруг него танцы с бубном. Консультации вроде бы помогали, в доме стало спокойнее, а спустя пять сеансов к работе нужно было подключить и Марка. Во-первых, потому что ему нужно дать правильные установки на общение с сыном, а во-вторых, восстановить доверие с женой и научить не оглядываться на прошлую семью.

— Когда на консультацию пришли мы с Марком, — рассказывает Марина, — Кононова очень подробно стала выспрашивать моего мужа о том, какая женщина ему нужна, задавала наводящие вопросы. Моя женская интуиция с самого начала дала сигнал о том, что здесь что-то не то, но, конечно, я сразу устыдила себя. Дескать, это же психолог, она должна обо всем расспросить и все о нас знать. И ведет она себя вовсе не вызывающе, просто хочет расположить к себе Марка.

После пары совместных сеансов Ольга сказала супругам, что теперь муж должен походить на занятия один.

— Марк стал задумчивым, мы мало разговаривали, я думала, что все это из-за проблем с сыном. Однажды он подошел и спросил меня, почему я вышла за него замуж. Я ответила, что люблю его и не понимаю, почему он задает такой вопрос. На следующий день он снова завел об этом разговор. Я сказала, что меня удивляет такая тема, и тут его словно прорвало!

Еще недавно любящий муж начал обвинять жену в том, что она вышла за него лишь из меркантильных соображений, что никаких чувств она к нему никогда не испытывала, да и он к ней тоже. Весь их брак был якобы основан на алчности с ее стороны, а с его стороны на желании закончить прошлые отношения и закрепить разрыв с предыдущей женой.

— Я была в шоке, сначала даже не поняла, откуда он все это взял. Но потом закралось сомнение, что это — следствие похода к психологу. Я побежала к Ольге, она не удивилась, сказала, что подобные мысли сидели в муже с самого начала и нарыв так или иначе прорвался бы, что нам нужно продолжать ходить на консультации. Поставила мужу ультиматум — либо я, либо консультации у психолога, на которые я сама же его и затащила. Вместе мы прожили еще полгода, и это были полгода ссор и взаимного непонимания. Закончилось все, увы, разводом. Но каково же было мое возмущение, когда вскоре я узнала, что Марк собирается жениться на психологе Ольге!

Муж Марине объяснил все это тем, что именно такой тип женщины, как Ольга, ему нужен: сильная, умная, уверенная в себе женщина. Да и к сыну она быстро нашла подход.

Отношения бывшие супруги не поддерживают. Как-то Марк позвонил, хотел встретиться, но потом все отменил, ссылаясь на то, что Ольга об этом узнала и отсоветовала, сказала, что его может снова засосать в «воронку подавляющей жалости к манипулирующему объекту».

Из мальчика в девочку


Принято считать, что в Америке практическая психология находится на очень высоком уровне. В отличие от российских американские специалисты проходят обязательную государственную аккредитацию, да и школа их насчитывает традицию, формировавшуюся не одно десятилетие. Но и там вмешательство психологов в судьбы людей порой заканчивается трагически. Один из таких примеров — судьба семьи Реймер.

Восьмимесячному Брюсу Реймеру из-за ошибки во время операции серьезно повредили половой орган, в результате чего его почти полностью пришлось удалить. Родители ребенка сбились с ног в поисках врача, который помог бы мальчику во взрослом возрасте зажить нормальной половой жизнью. К своему несчастью, они встретили на своем пути психолога Джона Мани. Он много лет пытался доказать, что половая принадлежность зависит не от прихоти природы, а от воспитания. Чужое несчастье обернулось для него большой удачей — подвернулся отличный материал для экспериментов и подтверждения его теории. Мани посоветовал родителям воспитывать Брюса как девочку.

Так Брюс стал Брендой. Психолог наблюдал за ребенком и из полученных результатов черпал информацию для написания статей в научные журналы.

Но ни хирургические операции, ни гормональная терапия, ни переодевание в женскую одежду и воспитание по женской модели не смогли заставить Брюса считать себя девочкой. С наступлением переходного возраста он взбунтовался, отказался ездить на встречи с Мани и несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством — последняя его попытка закончилась клинической смертью.

Когда парень вышел из больницы, он сменил имя на Дэвид, сделал короткую стрижку и начал носить мужскую одежду. Затем он прошел серию хирургических операций, вернувших ему внешние признаки мужского пола, женился на женщине с тремя детьми, которых усыновил. Но семейное счастье не сложилось. Дэвид Реймер так и не смог зажить нормальной жизнью и преодолеть психологическое потрясение, которое он получил из-за насильственной смены пола. От него ушла жена, и Дэвид предпринял очередную попытку суицида, которая на этот раз удалась.

www.mk.ru