У Франции был шанс решить проблему арабских иммигрантов еще в мае 1993 года. 17 лет назад марокканский король Хасан II предупреждал французских политиков о грядущей катастрофе иммиграционной политики Парижа, но тогда никто его не услышал. Более того, представители левого лагеря осудили Его Величество, обвинив его в том, что он подыгрывает националисту Ле Пену.
Хасан II еще тогда предостерегал Париж от попыток "интегрировать мусульман во французское общество". Он сказал: "Я бы не хотел, чтобы вы даже пытались это делать — они никогда не будут интегрированы. Они (мусульмане) просто не смогут. Это возможно между европейцами — у них одна и та же ткань. Движение населения в европейской истории было в направлении восток — запад. В религии, во всем… Но здесь речь идет о другом континенте. Вам нечего с ним делать. Они будут плохими французами. По крайней мере, что касается моих марокканцев,… они никогда не будут стопроцентными французами. Я вас уверяю".
Впрочем, нетолерантное заявление марокканского короля в Париже так и не услышали. Сотни тысяч выходцев из бывших французских колоний продолжали наводнять прекрасную Францию. А через 12 лет грянул гром: иммигранты подняли бунт. По сути, они учинили в стране настоящий погром, стоивший Франции сотен миллионов евро: тысячи сожженных зданий, автомобилей, десятки и сотни пострадавших.
С этого времени перелома в ситуации не наблюдается. Противостояние между выходцами из колоний и коренными французами, пусть и в менее радикальной форме, но продолжается и периодически выплескивается через край. Более того, не надо быть особым провидцем, чтобы предсказать то, что бунт 2005 года может повториться в куда больших масштабах. Дело в том, что в условиях продолжающегося кризиса французское правительство не исключает того, что оно лишит иммигрантов прежних льгот. А с этим они явно не намерены мириться.
Но почему же французские власти проигнорировали последнее "марокканское предупреждение"? "Правде.Ру" удалось взять на эту тему интервью у эксперта по европейским мусульманам Елены Чудиновой, автора нашумевшей книги "Мечеть Парижской Богоматери", ставшей настоящей информационной бомбой в Европе и за ее пределами. В этой книге она предсказала исламизацию Западной Европы "пришельцами с юга и востока".
— Почему Франция не прислушалась к предупреждению Хасана II, который отлично знал своих соплеменников?
— Дело в том, что проблема появилась не в 1993 году, а несколько десятков лет назад, когда французские капиталисты стали массово завозить в страну дешевую рабочую силу из бывших североафриканских колоний, главным образом Алжира, Марокко и Туниса. Ведь коренные французы не хотели работать за копейки, и предприниматели нашли выход, приглашая зарубежных штрейкбрехеров (рабочие, нанимаемые предпринимателями для срыва забастовки).
Разумеется, это было безнравственно. Но важно то, что в результате французская экономика попала в капкан. Такова участь любой экономики, ставящей себя в зависимость от дешевой иностранной рабочей силы. История показывает, что труд штрейкбрехеров никогда не выводил из экономического тупика.
— Почему же иммигранты не захотели работать?
— Первое поколение арабов работало за гроши, будучи благодарным принявшей их стране. Однако их дети трудились уже менее охотно, ощущая несправедливость. А третье поколение и вовсе не желало работать, предпочитая сесть на выделяемое правительством пособие.
Сложилась уникальная ситуация, когда многие представители французской арабской молодежи, которых называют "ракальи", не работали ни дня, предпочитая проедать пособие и спокойно получая социальное жилье. А нагрузку за все это несла казна страны. Сегодня становится очевидно, что этого она вынести уже не может.
Ракальи — несчастные ребята. Они не могут адаптироваться во Франции, где они родились. Но они не могут и влиться в общество своей исторической родины, откуда родом их предки. Там их не примут, поскольку там они являются европейцами.
Интегрироваться в европейское общество они не могут, хотя власти дают им для этого хорошую площадку, всесторонне им помогая. Но это не дает эффекта, поскольку те же арабские общины живут особой замкнутой жизнью. И если молодой парень выбивается из стаи, он рискует получить большие проблемы. Социум, в котором он вращается, исключает его интеграцию в общество той страны, в которой он живет.
— В своем романе "Мечеть Парижской Богоматери" вы предупреждали об опасности исламизации Европы. Насколько это актуально сейчас?
— Следует всегда помнить о том, что ислам прежде всего является силой политической. Этот фактор стал серьезной проблемой для многих стран Европы. Приведу высказывание католического священника из Бельгии, отца Семюэля, который, кстати, является по происхождению арабом: "Каждый исламский ребенок в Европе — это бомба замедленного действия". За эти слова его неоднократно пытались осудить. Но как бы там ни было, но западноевропейским странам действительно угрожает исламизация. Ведь на проблемах этой арабской молодежи, реально не имеющей родины, греют руки радикалы.
— Какие уроки из французского опыта можем извлечь мы?
— Французы наступили на грабли, на которые сегодня пытаемся наступить мы, пуская к себе миллионы выходцев из бывших южных республик СССР. Но пока что мы выводов не делаем. И ситуация с пребыванием у нас тех же таджиков и узбеков напоминает то, что наблюдалось во Франции. Причем в нашей стране негативные процессы могут развиться гораздо быстрее.
Сергей Балмасов
www.pravda.ru